Нуждение себя на труд. Прот. Димитрий Смирнов.

Мы же все стремим­ся к праздности. Мы очень любим отпуск, празд­ники, мы очень любим с друзьями посидеть, по­говорить о том о сем, полежать, почитать. Мы все любим ничего не делать. Мы все любим по­кой. А это грех. Надо всегда понуждать себя на труд, надо никогда не быть праздным, ни мину­ты, надо все время что-то делать умом, сердцем, руками, все время быть в труде. Только тогда мы достигнем смирения — если не будем стре­миться к покою, к ничегонеделанию, к которо­му, собственно, и стремится современная циви­лизация. Зачем считать? Есть калькулятор: на­жал на кнопку — и ответ готов. Лишь бы не думать. Зачем книжку читать? Это надо сооб­ражать. Включил телевизор — и все готовое, цветное прямо само в голову идет; совершенно мозгами не надо шевелить, лежи пей чай и смот­ри. Все само, даже труда почитать и то нет.


И от этого нам тоже надо избавляться. Надо все время нудить себя на труд, все время застав­лять себя что-то делать, ни в коем случае не быть праздным. Потому что как только ты на­чинаешь бездельничать, в этот момент к тебе приступает дьявол. Это всегда надо помнить. Отчего человек пьет? А нечего делать. Отчего люди в преступные группы собираются? Рабо­тать не хотят. Это же ясно совершенно. Зачем работать, когда можно у кого-то отобрать. Тем более что все воспитание на этом построено: у того, кто имеет, надо отнять. В пример ставят Ивана Болотникова, Емельяна Пугачева, Стень­ку Разина — всяких бандитов, чтобы на их при­мере учились. А потом, когда ребенок становит­ся бандитом, ему говорят: нельзя. Но почему же Емельяну Пугачеву можно, он герой народный, а мне нельзя? Какой-то чиновник или артист по сорок тысяч зарабатывает — так надо его граба-нуть. А если он не будет добровольно отдавать, я его еще и убью. А почему же нельзя убивать? Если в восемнадцатом году можно было уби­вать, почему нельзя в восемьдесят девятом? Разве что-то изменилось? Нет, ничего не изме­нилось. Поэтому нам нужно обязательно себя все время понуждать на труд и к этому приучать и детей. Потому что только в труде можнолау-читься смирению. Это первая заповедь Божия падшему человеку: «В поте лица твоего будешь есть хлеб».

Протоиерей Димитрий Смирнов.