О уроках пандемии. Прот. Владимир Воробьев


Проповедь в воскресный день
30 августа 2020 года.

Поздравляю вас, дорогие братья и сестры, с воскресным днем.

События последнего времени с особенной силой напоминают людям о конце мира. Все чаще об этом говорится и в Церкви с амвона, и в интернете. Вспоминая все то, что сказано апостолом и евангелистом Иоанном Богословом в последней книге Нового Завета – Откровении или Апокалипсисе, – мы видим, что многое предсказанное сбывается воочию. Такое исполнение предсказанных событий замечали и святые древних времен. В Евангелии Господь говорит, что перед концом мира будут тяжкие болезни, страшные войны, будет организовываться единовластие во всем мире.

Нечто подобное бывало в истории и в древности, и в средние века. Многие святые I века, сам апостол Иоанн Богослов, потом святитель Иоанн Златоуст ждали скорого конца мира. Такие ожидания особенно обострились в начале XX века, когда случилась революция, когда в мире произошли катастрофические перемены, явственно напоминавшии о последних событиях земной истории. Начало XXI века также обращает наши взоры к этой теме. Есть в истории таинственные, неизвестные нам законы, которые мы можем ощущать, угадывать только отчасти, анализируя странные совпадения. Например, мы видим, что в начале почти каждого века происходят большие, страшные войны: Смутное время, война со шведами, война с Наполеоном, Первая мировая война. В XXI веке такой глобальной войны пока еще нет, но война идет непрерывно – и настоящая по местам, и в скрытой форме – гибридная война. Постоянно ощущается угроза возможно, последней, ядерной войны. Современное оружие стало таким, что сразу может убить миллионы людей. Не зря его называют оружием Судного дня. Кроме этого мы видим, что есть объективные признаки конца – экологическая катастрофа, которая развивается очень быстро, и которой нечего противопоставить. Сколько не пишут, призывая к экологической безопасности, к принятию разных мер, но все это остается без ответа. Мы видим, как быстро меняется климат, наступает глобальное потепление, от которого тают льды в мировом океане, повышается его уровень, что грозит потоплением многих городов мира. Вместе с изменением климата приходят болезни и гуманитарные катастрофы, например, горят леса на огромных территориях. Эпидемии распространяются так, как никогда раньше. Эпидемия коронавируса охватила весь мир, чего никогда в истории не было. Естественно, что наша память обращается к словам Христа о том, что перед последними временами придут страшные болезни в этот мир.

Еще один грозный признак последнего времени – это тотальная зависимость людей от власти. В Апокалипсисе написано, что, когда придет антихрист, то будет ставить всем печать на лоб и на руку. Кто не имеет такой печати, не сможет ни покупать, ни продавать. Современные цифровые технологии всех людей пересчитывают и нумеруют. Люди оказываются под полным контролем все больше и больше. Это есть постепенная реализация описанного в Апокалипсисе контроля, который раньше невозможно было представить. С удивительной скоростью цифровые технологии охватили весь мир за несколько десятков лет, и совершенствуются с каждым днем. Мир объединяется, идеология глобализма охватила мир, идея единого управления миром. Все процессы, которые сейчас проходят, именно к этому и направлены, чтобы все люди стали зависимы. Тогда придет антихрист и наступит конец мира. Были пророчества о том, что антихрист уже родился, только нужно подождать, когда он явится миру. Были предсказания о том, что антихрист будет стараться во всем уподобиться Христу. Даже рождение его должно быть от женщины, не имеющей мужа. Об этом говорили святые. Раньше это невозможно было себе представить, но сейчас и это перестало быть проблемой, потому что медицина с помощью современных технологий научились делать и это.

Но самым грозным признаком конца является то, что происходит с душами людей. Мы видим, как люди уходят из Церкви. Многим из нас было суждено стать свидетелями, участниками другого процесса, когда, начиная с 90-х годов, после падения советской власти, народ стал возвращаться в Церковь. Этому церковному возрождению не было равных в истории. За короткое время открылись тысячи храмов, монастырей, множество людей приняли крещение и стали называть себя христианами. В нашей стране, которая была источником атеизма для всего мира, вдруг 70%, 80%, 90% стали называть себя верующими и, большая часть, христианами. Такой общий порыв к вере, к Богу очень нас обнадеживал. Все мы старались трудиться, чтобы способствовать быстрому обращению к вере неготовых людей, катехизировать их, просветить. Открылись православные школы, у нас открылся православный университет, появилось множество православных книг, лекций, бесед. Мы старались встретить молодежь, которая пришла в Церковь. Но прошло 30 лет, и мы видим обратный процесс – молодежь уходит из Церкви, очень быстро и радикально. Недавно мне пришлось говорить с молодым человеком, примерно, 20-ти лет. Его привели ко мне верующие родители, которые воспитывали его в вере, но он веру потерял. Я спрашиваю его: «Как можно не верить в Бога? Абсурдно представлять, что Бога нет. Откуда тогда произошел этот мир? Как без веры в Бога обосновать понятия добра и зла? Все наши представления о мире, о человечестве, о нравственности основываются на вере в Бога. Если в Бога не верить, то все повисает в воздухе, лишается своего основания. Жизнь становится бессмысленной и неразумной». Он мне отвечает: «Мне все это неинтересно и безразлично».

– Как это может быть безразлично? Есть добро, есть зло…
– Мне все-равно, меня это не интересует.
– Что тебя интересует?
– Я люблю смотреть футбол и хорошую еду.
– Но кто-то ведь должен еду приготовить?
– Мне все-равно, лишь бы она была.

Т.е. есть у меня потребности, и я хочу удовлетворять их легко, больше меня ничего не волнует. Сколько я не пытался ему объяснить – ты человек, не животное, ты не можешь отречься от своего сознания, – но поколебать его я не смог. Он так и остался на своей позиции «все-равно». Ему все-равно есть добро или зло, есть у него отец и мать, радует он их или огорчает.

– Ты кого-нибудь любишь?
– Ну, да. Маму люблю до некоторой степени. А в общем, все-равно.

Духовная деградация человека, которая происходит в наше время, на наших глазах — самый страшный признак приближения конца времен. Когда человек доходит до такого «все-равно», он становится подобным животным, он теряет образ Божий, теряет облик человека. Трудно это страшное явление объяснить, здесь мы встречаемся с какой-то пустотой. Именно это является причиной ухода из Церкви. В интернете мы видим множество антицерковных выступлений, ругань в адрес Церкви и священнослужителей, подобно тому, как это было при советской власти в 30-40-е годы. На наших глазах возрождается беспардонная, циничная клевета и ругань. Это, конечно, начало гонений. Но молодежь уходит из Церкви не поэтому. Она уходит, потому что ей все-равно. Эта ругань ей ничего не говорит, ей просто все-равно. У нашей молодежи умирает душа, они не могут любить, не могут верить, не испытывают потребности в этом. Апостол Павел говорит: «В последние времена оскудеет любовь» (Мф. 24:12). Мы именно это сейчас и видим – люди не умеют любить. Это проявляется во всем. Люди в массе своей не стремятся к настоящей семейной жизни. Если кто-то и вступает в брак, то потом быстро разводится. Почему человек не может жить семейной жизнью? Потому что семейная жизнь основывается на жертвенной любви, на самоотвержении. Любовь имеет жертвенную природу, любить – это значит жертвовать собой. Современные люди этого делать не хотят и не умеют, нет у них любви друг к другу. Если нет любви, то жить семейной жизнью невозможно, потому что в ней можно жить, только совершая подвиг, только жертвуя собой, отдавая себя членам своей семьи. Современные люди не хотят иметь детей, потому что детей нужно не только родить в муках, но и воспитать, заботиться о них. Родители должны свою жизнь отдавать детям, а, если этого не будет, то воспитать детей они не смогут. Современные люди используют все способы, чтобы детей у них не было. Это приводит к физическому вырождению целых наций, народов, и естественным образом к самоуничтожению. Если нет следующего поколения, то народ вымирает очень быстро. Мы видим, как это происходит сейчас и в Америке, и в Европе, и в России, и во многих других странах одновременно. Никакая пропаганда христианских ценностей, христианского мировоззрения не останавливает этот процесс, потому что в сердцах и душах людей сломалось что-то самое главное. Они разучились любить, разучились верить. Основ духовной жизни не стало у большинства людей. Это наводит на мысль, что такой мир простоит недолго. Если соединить все вместе, видно, что и в природе кончаются ресурсы, сбываются пророчества Апокалипсиса на наших глазах, люди меняют не просто свой облик, а что-то в своей природе. Старец архимандрит Иоанн Крестьянкин как-то сказал: «Мы живем в период, когда меняется сам состав человека». В Библии рассказывается, как Господь взглянул на мир и увидел, что люди, которые этот мир населяют, стали просто плотью, а дух они потеряли дух. Тогда Господь решил, что их жизнь более не имеет смысла, и навел потоп. Нечто подобное происходит и в наше время – меняется состав человека, меняются основы его духовной жизни, человек теряет самое главное. Что же нам делать? Нам нужно помнить, что говорит Господь: «Не бойся, малое стадо, потому что Господь благоволил дать вам Царство» (Лк. 12:32). Господь всегда сохранял малый остаток. Когда пророк Илия взывал: «Я остался один, и моей души ищут», Господь отвечал: «Не бойся, я соблюл себе семь тысяч человек, которые не приклонили души свои пред Ваалом» (3 Книга Царств 19:10, 18). У Господа во все времена был малый остаток людей, которым Господь хотел дать Свое Царство. Заботой нашей должно быть одно – мы должны стараться остаться в этом малом стаде Христовом, несмотря на то, что происходит вокруг. Будут ли гонения, будут ли воины, страшные бедствия, нам нужно остаться со Христом, нам нужно быть верными Христу, не отойти от Его креста. Для этого нужно иметь веру и любовь. Нужно помнить, что признаком причастности к малому Христову стаду, являются не внешние факторы, не то, что мы часто ходим в храм, часто формально причащаемся, читаем духовную литературу, имеем духовное образование, помогаем в храме, трудимся в православном университете и т.п., а только лишь устроение нашего сердца. По тому, как устроено наше сердце, можно судить, кто мы, принадлежим ли мы к малому стаду Христову или нет. Христианское устроение сердца характеризуется исполнением тех заповедей, о которых говорит Господь: христиане — это — нищие духом, т.е. смиренные, это кроткие, это люди, которые имеют настоящую веру, имеют в сердце мир и любовь. Если мы будем так жить, тогда мы будем с Богом до конца, и нам нечего будет бояться. С Богом ничего не страшно. Если же мы будем иметь только вид христиан, а в душе у нас будет неизвестно что, тогда горе нам, никто нам не поможет, не останется даже последней надежды на спасение. Каждый из нас должен думать не столько об устройстве своей земной жизни, а об устройстве своей внутренней, сердечной жизни. Да, в наше время очень трудно устроить семью, трудно выйти замуж, трудно жениться, часто дети не родятся у семейных людей. Современная жизнь отравлена, мы едим отравленные продукты, потому что натуральных продуктов практически не осталось. Продукты, которые мы употребляем в пищу, и животные, и растительные, выращены на гормонах. Это, безусловно, подрывает здоровье всего человечества. Но дело не только в этом. Духовные обстоятельства жизни становятся такими, что нормально жить в этом мире невозможно. Бороться с этим невозможно, никто не может этого остановить. То, что происходит в этом мире, попущено Богом. Но мы являемся хозяевами жизни своего сердца. Каждый может изменить самого себя, каждый может свободно, добровольно и беспрепятственно прийти к Богу и жить с Ним. Этому никто помешать не может, это — наша главная задача. Когда мы вспоминаем Божию Матерь, как в эти дни Успения, то в Ней видим пример такой жизни. Представить себе Ее жизнь подробно мы не можем, потому что в Евангелии о Божией Матери говорится очень мало. Но даже то, что говорится, рисует нам удивительный образ. Она осталась сиротой, выросла в храме, была отдана замуж за Иосифа. Никто не спрашивал кого Она любит, влюблена ли в кого-то. В те времена полагалось девушку выдать замуж, и Ее выдали за Иосифа. Потом явился Архангел и возвестил, что Она будет Матерью Сына Божия. Она ответила: «Се Раба Господня» (Лк. 1:38). Главное в Ее сердце было то, что Она принадлежит Богу, хочет жить, живет и будет жить по воле Божией. Потом, видимо, Она сопровождала Господа в Его путешествиях по Палестине. Когда кто-то сказал: «Вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою», Господь очень смирительно ответил: «Кто Матерь Моя? Кто братья Мои?… ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мф. 12:47-50). Каково матери услышать такое от своего сына? Никакого исключения для Нее Он сделать не хочет, приравнивая к остальным людям. Смирение было законом Ее жизни. Потом было стояние у креста, когда все почти ученики испугались и бежали. Более страшного события в истории не было и быть не может, чем распятие Господа. Божия Матерь – это пример духовного устроения для каждого христианина. Мы должны просить Божию Матерь, чтобы она научила нас смирению, кротости, преданности воле Божией, полному самоотвержению. Чтобы нам научиться не жалеть себя, не думать о том, какие мы бедные и несчастные, как нам трудно, как нам не повезло, чтобы мы заботились не о земном благополучии, а о том, чтобы сердце наше было с Богом всегда и везде. Это всегда возможно, этому никто не может воспрепятствовать, и это полностью зависит от нас. Это — самое главное, о чем мы должны всегда помнить, думать и молиться. Аминь.