Принципы воспитания В.А. Сухомлинского

Главные принципы педагогики В.А. Сухомлинского сформулированы им в многочисленных статьях и книгах. Кратко напомним основные положения его методики.

Обучение – как радостный труд.

Воспитание Личности – важнее обучения.

Воспитывает каждый момент жизни, каждая встреча, каждое впечатление.

Важнейшая роль в воспитании ребенка принадлежит родителям.

Нравственность базируется на долге. Долге перед людьми, родителями, обществом, коллективом.

Труд умственный должен сочетаться с физическим.

А самое главное – индивидуальный подход к каждому ребенку.

Трепетное и бережное отношение к детям Василий Александрович сочетал с требовательностью и дисциплиной.

Его мысли сейчас звучат не менее актуально, чем 50 лет назад. Приведем здесь лишь несколько высказываний из многочисленных трудов и статей.

Например, словно написанное на нашу злобу дня, для общества потребления:

«Изнеженные и распущенные индивидуумы формируются тогда, когда в их жизни главенствует единственная радость — радость потребления». Сколько протестующих криков раздается сегодня по поводу этих слов. А ведь они просто констатация факта. Итог многолетних наблюдений.

А вот перед нами основополагающий принцип формирования личности во все эпохи:
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».

Как часто родители заставляют ребенка делать домашнее задание из-под палки: «Не ляжешь спать, пока уроки не сделаешь!» А В.А. Сухомлинский говорит о вреде чрезмерного напряжения и нарушения режима. Многим родителям стоит взять на заметку такое замечание:
«Совершенно недопустим напряжённый умственный труд, особенно заучивание, в последние 5-7 часов перед сном. На многих фактах мы убедились, что, если ребёнок в течение нескольких часов перед сном сидит за уроками, он становится неуспевающим».

О причинах нехватки свободного времени Василий Александрович говорит следующее:

«Безделье на уроках, отсутствие умственного труда там, где он должен быть – главная причина отсутствия свободного времени».

Очень важно услышать, понять и принять следующую мысль каждому родителю, всем, кто носится с ребенком как с со стеклянным центром мироздания:

«В детстве не должно быть бездумного, безмятежного счастья».

Как так? Да пусть дитя порадуется поживет себе и нам на радость. Но нет, говорит В.А. Сухомлинский, нужно учить детей отзывчивости и состраданию:

«Пусть горе других людей входит в сердце ребенка».

Философская мысль подкрепленная личной практикой и всей историей человечества:

«Жизнь устраивает человеку экзамен на каждом шагу, и выдерживает он его своим поведением, своей деятельностью».

Ну и наконец о счастье, семье и долге:

«Наивысшее личное счастье — бороться за что-то более значительное, чем личные интересы».

«Семья — это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро».

«Долг перед отечеством — святыня человека».

Если бы эти принципы родители старались ежедневно воплощать в жизнь, то мы жили бы совсем в другом обществе. Хотя, никто же не мешает заняться этим прямо сейчас, не дожидаясь завтрашнего дня. Ну а надежда жива, пока жив человек. Такие люди как В.А. Сухомлинский словно маяки в бушующем море жизни освещают нам путь, помогают пройти его без крушений, достойно воспитать детей и дарят надежду и веру в будущее.

Источник