Слово на Успение Божией Матери. Прот. Владимир Воробьев.


Проповедь в день Успения Божией Матери

28 августа 2020 года.

Поздравляю вас, дорогие отцы, братия и сестры, с праздником Успения Пресвятой Богородицы!

В этот день мы обычно собираемся в нашем храме после летнего отдыха. Но в этом году многие были надолго разобщены из-за эпидемии коронавируса. Когда была объявлена необходимость соблюдать правила самоизоляции, раздались голоса, которые в страшном испуге предупреждали, что теперь никогда больше не дадут открыть храмы, что мы никогда больше не сможем служить вместе, что нельзя будет причащаться Святых Христовых Таин и т.д. Сегодня мы видим, что напрасны были эти страшилки. Но тогда люди были напуганы теми мерами предосторожности, которые вводились правительством, и были предписаны и церковному сообществу. Испытание этой коронавирусной болезнью оказалось трудным и серьезным.

Раньше эпидемии бывали в отдельных частях света, но сейчас, «благодаря» современным коммуникациям, эпидемия охватила весь мир. Многие болели, многие умерли, но мир видел и более тяжелые испытания. В Русской Церкви лишь три месяца действовали ограничения на посещения храмов, при этом служба в них совершалась. А во время гонений в советский период храмы рушили, взрывали, не осталось ни одного монастыря, все духовные школы были закрыты, была расстреляна или сослана большая часть духовенства и монахов, пострадали сотни епископов, и сотни тысяч верующих людей. Прихожанам того времени в голову не приходила мысль о возможности причаститься на Пасху. До 1990 года причащаться на Пасху и Рождество запрещалось, и запрещение это исходило от церковной власти. Все верующие в России знали, что на Пасху причащаться нельзя. Священники объясняли, что на Пасху причащаться можно только священникам, а мирянам для этого дан пост. Эта нелепость является прямым нарушением постановлений Вселенских соборов, но никто не роптал, никто не пророчествовал о том, что кончилась христианская жизнь. Люди смирялись и терпели. Я один раз, когда мне было лет 20, попытался пойти в храм свт. Николая в Хамовниках к пасхальной заутрене, но он был оцеплен милицией и комсомольцами, и меня грубо отпихнули. Для меня Пасха на этом не кончилась, я пошел домой и дома вместе с родными помолился.

В испытании, которое Господь послал по Своему особому промыслу, как всегда проявились свойства нашей души и уровень нашей духовной жизни. Что должны делать христиане в трудной ситуации? Молиться Богу и со смирением принимать Его волю. Мы должны молиться Божией Матери и просить Ее о помощи и заступлении. Так делали наши предки во времена нашествий и эпидемий. Выносили чудотворную икону, молились перед ней, ходили крестным ходом, все свое упование возлагая на Бога, Божию Матерь и святых. Ропот, гнев, раздражение друг на друга, обвинение друг друга в грехах и преступлениях есть признак того, что настоящей духовной жизни у нас нет. Если люди забывают о смирении и при начале общей беды начинают обвинять кого-то и дерзновенно пророчествовать о том, что теперь будет, осуждать священноначалие и власть имущих, – это признак гордыни. И эта гордыня проявила себя в поведении многих людей, не только мирян, но и некоторых представителей духовенства, которые отказались слушаться Патриарха, исполнять постановления Священного Синода, отказались подчиняться. Один игумен вышел на амвон в схиме и проклял всех, кто закрывает храмы, призвал игнорировать меры против распространения эпидемии коронавируса. Такая прелесть является следствием неправильной духовной жизни, когда человек забывает о смирении и впадает в гордыню.

Сегодня мы особенно прославляем Божию Матерь, Которая была избрана Богом послужить величайшему чуду спасения мира через воплощение Бога-Сына, Господа Иисуса Христа. Каким образом человек может удостоиться такого избранничества? Почему Божия Матерь была избрана стать Царицей Небесной и Заступницей рода человеческого? В Ней было смирение, которое в Евангелии является нам, прежде всего, в том, что очень мало говорится о Божией Матери, только отдельные слова. Мы знаем Её слова: «Се раба Господня» (Лк. 1:38), которые означают: «я уповаю на Бога, слушаюсь Его, живу по воле Божией, Богу принадлежу, да будет воля Господня со мною». Смирение сделало Деву Марию Царицей Небесной, Богородицей. К Ней мы, прежде всего, обращаемся в молитвах, просим Ее о покрове, о заступлении, о ходатайстве. Ее ходатайство всесильно, Её молитва обладает особенным дерзновением к Богу, потому что исходит от смиренного сердца. Будем и мы молить Божию Матерь от всего сердца о том, чтобы нам научиться смирению, научиться верить Богу не на словах, а на деле, помнить, что Господь управляет миром, судьбами государств и народов, и жизнью каждого человека в отдельности. «Стопы человеческие от Бога исправляются» (Пс. 36:23), говорил еще в Ветхом Завете царь Давид. Каждый человек драгоценен пред Богом, никто Богом не забыт. Мы всегда должны уповать на Господа, должны быть смиренными и послушными, чтобы Господь явил нам Свою волю о нас, чтобы нам не отступить от Его святой воли. Но волю Божию можно познать только тогда, когда есть в сердце смирение. Если нет смирения, то нельзя и мечтать об этом, т.к. воля Божия не открывается гордому сердцу. «На кого воззрю? – так говорит пророк от имени Бога, – только на кроткого и смиренного сердцем» (Ис. 66:2). «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4:6). Сам Господь обращаясь к нам, говорит: «Научитесь от Меня, яко кроток есмь и смирен сердцем» (Мф. 11:29). Кротости и смирению лучше всего научает Божия Матерь. Об этом нам нужно молиться, это важнее, чем быть здоровым, важнее, чем остаться живым. Никакие блага этого мира не сравнимы с кротостью и смирением, которые делают нашу душу способной принять в себя благодать Святаго Духа, делают нас способными наследовать жизнь вечную.

Также нам нужно помнить, что наш долг – видеть свои грехи и каяться. Если мы не будем каяться, то духовное преуспеяние невозможно. Путь духовный начинается с покаяния, которое приходит в сердце человека вместе со смирением. В чем нам нужно каяться? Почти никогда не приходится слышать, чтобы люди каялись в одном очень страшном грехе, который присущ всем нам. Это — смертный грех неблагодарности. Мы должны подумать, почему совершенно неожиданно весь христианский мир был отлучен от храма, от Причастия на Страстной седмице и на Пасху. Могло ли это произойти по коварному плану «мирового правительства»? Нет, конечно, потому что никакому «мировому правительству» это даже в голову не может прийти. Никто не мог этого придумать, тем более воплотить в жизнь. А Богу все возможно, и Он мгновенно отлучил почти весь христианский мир от храма и святого Причастия. Когда это осознали, то некоторые, наверное, подумали: «конечно, Европу нужно отлучить, Америку нужно отлучить, а нас-то за что? Мы же не такие грешные, у нас нет таких страшных преступлений, как там. Нас несправедливо не допускают в храмы, нас должны пустить. Я хочу причаститься на Пасху, я имею право, я требую. Какое право вы имеете не пускать меня в храм? Почему вы меня отлучаете? Как вы смеете?» Подобное состояние души оказалось присущим очень многим. Люди даже не пытаются понять, за что всех нас постигло такое испытание, а правильнее сказать — наказание. Ответ очевидный и простой – за нашу неблагодарность. Живущим сейчас людям дано так много, как никогда не было в истории России. Никогда в России не было такой религиозной, церковной свободы, которая явилась нам в последние годы XX – начале XXI века. Можно строить храмы и монастыри, причащаться, когда хотите, можно исповедоваться, издавать и читать любые книги, учиться, учреждать православные школы и университеты, ездить по святым местам чуть ли не по всему миру. Все возможно, все Господь нам дал. Протоиерей Всеволод позволял нам причащаться в нашей молодости не чаще, чем раз в две недели. Я теперь лучше понимаю, почему он так делал. Меня часто мучает совесть за то, что я позволяю людям причащаться бездумно, без духовной подготовки, без смирения, без благодарности. Дело не в формальном вычитывании правил, а в том, что в сердце человека. В нашем народе два греха называются черными – черная зависть и черная неблагодарность. Грех неблагодарности отлучает человека от Бога, делает душу неспособной принять в себя благодать Божию, наследовать Царствие Небесное. Черная неблагодарность – страшный грех, и этим грехом мы все грешны, все в нем повинны. Господь, чтобы нас вразумить, остановить на этом пагубном пути духовного бесчувствия, отлучает нас от Причастия, чтобы мы научились ценить то, что имеем, чтобы научились благодарить Бога за то, что у нас есть. Мы все должны осознанно отнестись к тому испытанию, которое нас постигло, извлечь из него духовный урок. Это необходимо для нашей духовной жизни. Неизвестно, что будет дальше. Скорее всего, и у нас начнется вторая волна коронавируса, как это происходит во многих странах мира. И мы должны знать, что наше главное лечение – это покаяние и смирение, благодарение Богу. Слава Богу за все! За все, что Господь посылает нам, мы должны Его благодарить. Господь все дает нам во исцеление души, для вразумления, для нашего спасения. Будем принимать все с кротостью, с послушанием, не обвиняя ни в чем друг друга. Обвинять друг друга вместо того, чтобы помогать друг другу – это ведь предательство. Мы должны увидеть, что многие врачи отдали свои жизни, хотя некоторые из них были неверующими людьми. Среди врачей смертность была самой высокой, но они знали, что должны идти и спасать тяжко страждущих больных. Благодаря их труду в тяжелейших условиях, очень многие жизни были спасены. Так должны поступать христиане. Мы должны служить друг другу, стараться со смирением и любовью, с послушанием в сердце облегчать тяготы своих ближних. Давайте вместе молиться и просить Божию Матерь, чтобы и нам научиться смирению, кротости, любви, послушанию, чтобы нам не гордиться. Если мы будем так молиться и так жить, тогда причастие Святых Христовых Таин, наши общие молитвы в храме, вся наша жизнь будет нам во спасение, тогда нам не нужно будет ничего бояться, потому что с Богом ничего не страшно, даже и смерть не страшна. И нет более надежного прибежища и пристанища, нет никого, кто бы мог научить нас лучше смиренному устроению сердца, чем Божия Матерь. Будем в нынешний великий праздник и всегда Ей молиться и Её просить о помощи. Аминь.